Освоение предлогов не так просто
для детей, как это может показаться. В норме к четырем годам ребенок научается
правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие дети часто
пропускают предлоги в своей речи или затрудняются в точном употреблении
пространственных предлогов и часто путают их, допуская речевые ошибки (например, говорят «на
столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча, показывают пальцем,
не зная как правильно сказать). В занимательных речевых играх и игровых
речевых упражнениях можно помочь ребёнку освоить предлоги и научиться точно и
правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.
Занятия с детьми дома по развитию речи должны проводиться в форме
интересных игр, увлекающих и маму, и детей. Домашние речевые игры с
детьми направлены на:
1) развитие мышления ребенка, 2) обогащение словаря новыми словами, 3) развитие языкового чутья,
4) предупреждение грамматических ошибок, 5) развитие умения связно выражать свои
мысли, 6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех
звуков.
Речевые игры с предлогами.
Одна из любимых игр – прятки. Эта
известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям
научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги «В»,
«НА», «ПОД», «ОКОЛО».
Играем в прятки с мишкой.
Возьмите в руки любимую мягкую игрушку
ребенка, например мишку. Предложите
поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету
(или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».
Ребенок вместе с мишкой закрывает, а вы в
это время прячете конфету. Затем ребенок вместе с мишкой открывает глаза
и начинает искать конфету. ВАЖНО: чтобы ребенок проговаривал действия
вслух: «Где же мама спрятала конфету? Наверное, на столе! Нет, на столе нет.
Под столом? Ой, и под столом нет! Может быть в столе??? ….».
Варианты могут быть разные:
- В
коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки
- В
сумке, на сумке, под сумкой, около сумки
- В
пенале, на пенале, под пеналом, около пенала
"Котёнок и собака"
1. Выбирается водящий. Это взрослый или
старший ребенок. Он играет роль собачки.
2.Все участники игры одну ладонь
складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет
изображать домик – правая или левая.
3. Показываем указательный палец другой
руки. Это котенок.
4. Котенок маленький, он любит прыгать.
Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик
(указательный пальчик поставить под домик). Бегает около домика (указательный
пальчик около кулачка). Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав» .
Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в
кулачок, пока собачка за него не ухватилась). Собачка – ведущий старается
поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал
пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.
5. В дальнейшем команды водящего в
игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в
домик» надо быстро спрятать свой пальчик.
Загадки
1. Положите на стол коробку и спрячьте
несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и
несколько предметов положите около коробки.
Предложите ребенку отгадать Вашу загадку.
Например: «Эта игрушка лежит в коробке. Она большая». «Это мячик!», —
догадывается ребенок. Ведь в коробке только две игрушки – большой мячик и
маленький зайчик.
«А теперь ты мне загадай загадку», —
просит мама. «Это на коробке», — говорит ребенок. Вы спрашиваете: «Он длинный?»
«Нет», — отвечает малыш. «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваете Вы.
— «Оранжевый». – «Я догадалась. Это апельсин?»
В этой игре от ребенка требуется точно назвать местонахождение
предмета, употребив нужный пространственный предлог.
2. Для речевой игры возьмите 5 предметов.
Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под
коробку. Ребенку нужно запомнить, где что находится. Закройте покрывалом Ваши
игрушки и коробку и спросите ребенка: «Где спрятался ёжик / белочка и т.д.»
Загадайте загадку: «Он белый, пушистый, с длинным ушами. Где он сидит?» Уберите
платок или покрывало и проверьте. Отгадав, ребенок получает игрушку.
«Котята».
Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)
Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его спрятать котяток (куда
котята спрятались, малыш узнает из стиха).
Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят
и назвать ( под диваном и т.д.)
Стихотворение к игре с предлогами
«Котята»
Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки:
Первый прыгнул в сапожок -
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)
Поиграть решили в прятки:
Первый прыгнул в сапожок -
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)
Источник: сайт "Родная тропинка"
Комментариев нет:
Отправить комментарий